Ключ редуктор. Виды и работа. Комплектация и особенности

Ключ редуктор. Виды и работа. Комплектация и особенности

Ключ редуктор – специализированный ключ под гаечную головку, оборудованный редуктором для увеличения крутящего момента. Применяется с целью срыва затянутых гаек, для поворота которых недостаточно мощности электрического или пневматического гайковерта. В основном служит заменителем баллонного ключа при выполнении шиномонтажных работ.

Принцип работы

Работа устройства основана на принципе планетарного редуктора. С одной стороны ключ вращается ручкой или воротком со сравнительно небольшим усилием. С другой же стороны оно многократно умножается. Передаточное число устройства может быть разным. Несколько полных оборотов ручкой или воротком, прибор оборачивает гаечную головку только один раз, но с очень большим крутящим моментом, способным срывать самые затянутые приржавевшие гайки.

Где используется ключ редуктор

Область использования ключей редукторов достаточно узкая, так как их конструкция и габариты не позволяют применять везде, где имеются трудности с прикручиванием гаек. Чаще всего их покупают для выполнения:

  • Срыва гаек на колесах автомобилей.
  • Закручивания винтовых свай своими руками.
  • Разборки больших металлоконструкций.

Ключи редукторы изначально рассчитаны только на снятие колес, для применения помимо основного назначения требуется некоторая их доработка. Основная сложность заключается в блокировке упора, препятствующего оборачиванию ключа вокруг гайки, которую он должен вращать.

Особенности использования ключа при шиномонтажных работах

Ключ редуктор рекомендовано применять только для срыва прикипевших гаек. Передаточное число устройства очень малое, поэтому когда гайка начинает вращаться без усилий, ее проще выкрутить обычным инструментом, чем делать сотни оборотов рукояти прибора.

Зажатие же гаек обратно ключом редуктором очень нежелательное. Дело в том, что существует вероятность их сильно затянуть, в результате чего сорвать снова уже не получится. Также при такой сильной затяжке случаются слизывания резьбы. В итоге шпильки крепления колеса нуждаются в замене.

Таким образом, инструмент является очень узкоспециализированным. Он нужен только чтобы сдвинуть прикипевшую к шпильке гайку. Далее она обычно вращается уже стандартным инструментом. Целесообразно покупать подобный ключ только для обслуживания грузовиков. На легковых автомобилях небольшие гайки срываются обычно ручным инструментом, или в крайнем случае пневматическим гайковертом.

Конструкции ключей редукторов
Различают 2 типа:
  • Классическая «мясорубка».
  • Облегченный.

Ключ редуктор типа «мясорубка» получил свое название в силу сходства с кухонным устройством для измельчения фарша. Он представляет собой редукторный механизм в корпусе, с двух сторон которого выходят квадратные валы. Один применяется для установки рукояти, а второй предназначен для головки. На корпусе устройства также расползается подпорная ножка. Она нужна, чтобы упираться в соседнюю гайку на колесе автомобиля, предотвращая тем самым проворачивании прибора при усилии сопротивления. Комплектация и размер мясорубок может отличаться. Но всегда это габаритный неудобный в применении инструмент, масса которого может доходить до 10 кг.

Kliuch reduktor klassicheskaia miasorubka

Компактные ключи очень похожи на большой вороток с трещоткой. Они в разы легче, чем «мясорубка». Их длинная ручка при откручивании гаек на колесах упирается в землю. Вращать же ключ можно обычным воротком или трещоткой. Такой вариант устройства намного дороже, но он более удобный в работе и практичней. Но для больших грузовиков с сильно прикипевшими гайками более надежным решением будет ключ типа «мясорубки».

Kliuch reduktor oblegchennyi

Отличия ключей редукторов типа «мясорубка»
Подавляющее большинство ключей редукторов в продаже относятся к типу «мясорубки». Они отличаются между собой по ряду критериев:
  • Размеру.
  • Длине.
  • Массе.
  • Максимальном крутящем моменте.
  • Количестве режимов.
  • Наличию втулки или подшипника.
  • Комплектации головками.
  • Материалу изготовления.

Размер и масса редуктора может быть разной. Самые большие образцы могут весить порядка 10 кг. Обычно чем массивней прибор, тем более высокий крутящий момент он развивает. Отдельные производители заявляют показатель в 8500 Нм, что является невероятно высоким показателем, более чем достаточным для срыва даже самых прикипевших к шпилькам гаек.

Максимальный крутящий момент на самом деле напрямую зависит от усилия прикладываемого пользователем. Редуктор увеличивает силу, которая воздействует на него в определенное количество раз. Одни пользователи имеют более развитую физическую форму, поэтому и вращают вороток на редукторе сильнее остальных. Таким образом, реальный граничный показатель возможностей крутящего момента редуктора лишь покрывает порог, который может выдержать механизм. Его превышение вызывает износ внутренних деталей.

Большое значение имеет длина ключа редуктора. Он может иметь стандартную или удлиненную базу. Последняя нужна при установке на широкий диск. Если на таком колесе пользоваться коротким ключом, то вороток будет постоянно упираться. В итоге вместо полноценных оборотов, работа будет происходить с постоянным представлением воротка или срабатыванием трещотки.

Kliuch reduktor 2

Обычно ключи для грузовиков увеличивают усилие, прикладываемое пользователем на вороток, до 58-60 раз. Это превосходит возможности даже профессионального гайковерта. Также ключи редукторы отличаются между собой по режимам работы. Обычно имеют только один или два. В первом крутящий момент максимальный. При работе в нем выполняется срыв гаек. Недостаток режима в медленных оборотах головки. Переключаясь на второй можно добиться более скоростного вращения.

Выходной вал редуктора может вращаться во втулке или подшипнике. Естественно, что второй вариант более надежный и долговечный. Подшипник создает меньшее сопротивление. Но нужно отдать должное и редукторам на втулках. Если устройство применяется исключительно для обслуживания собственного автомобиля, то и такого варианта будет достаточно на много лет. При профессиональном шиномонтаже нагрузка на инструмент большая, поэтому лучше, чтобы он был с подшипниками.

Большое значение имеет комплектация ключа головками. Обычно инструмент поставляется в пластиковом кейсе. Это касается как дорого устройства, так и бюджетного китайского. В нем помимо самого прибора могут располагаться головки. Обычно это 32 и 33 мм. Именно такие гайки чаще всего можно встретить на колесах грузовых автомобилей. Дополнительно приходится покупать головки других размеров. Нередко ключ редуктор вообще их не имеет в комплекте. Это нужно уточнить заранее, так как можно купить инструмент, который невозможно применить, не обзаведясь для этого оснасткой.

Также ключ редуктор может иметь в комплекте удлинитель. Он применяется после использования ключа. На удлинитель с одной стороны устанавливается головка, а с другой вороток. Таким инструментом выкручиваются уже сорванные легко вращающиеся гайки. Это намного проще, так как один поворот такого инструмента позволит скрутить гайку на один виток.

Отличаются ключи и по материалу изготовления. Все их делают из качественной стали, но с разным порогом прочности. В итоге одни из них выдерживают предельные нагрузки годами, а у других срываются зубья на шестерне уже через пару месяцев. Сложность только в том, что при покупке оценить насколько хороша сталь сложно.

Поломки ключа редуктора

Хотя это и очень мощный инструмент, даже если относится к самому бюджетному классу, но он все же работает с огромными нагрузками. Как итог ключ редуктор изнашивается.

Чаще всего с ним случаются такие неисправности:
  • Срыв зубьев на шестернях редуктора.
  • Трещины головок.

Первая проблема является нерешаемой. Восстановление сорванных зубьев не позволяет вернуть былую прочность механизму. Они снова будут стираться в этих местах после первого же применения. Треснутые же головки можно менять. Под ключ редуктор подходят обычные головки, так что покупать для замены дорогие фирменные не обязательно.

Трещины даже на очень качественных головках не редкость. При скручивании гаек создается такое усилие, что металл просто не переносит нагрузки. Таким образом, хотя это и не дешевый инструмент, но назвать его безотказным нельзя.

Целесообразность использования ключа
Ключ редуктор является ценным приобретением для выполнения шиномонтажа на грузовиках. Его использование:
  • Позволяет откручивать гайку, которую невозможно сорвать любым другим способом.
  • Минимизирует риск получения травмы при нажатии на вороток.
  • Сохраняет целостность гаек и шпилек.

Ispolzovanie kliucha reduktora

Ключ является крайней мерой, когда обычный инструмент неспособен справляться. Его применение позволяет прикладывать меньше усилия. В итоге это уменьшает риск получить травму, чрезмерно упираясь в ключ, который способен соскользнуть. Плавность работы редуктором дает возможность не повреждать грани на гайках, и соответственно сохранить целостность шпилек. При работе просто баллонным ключом или воротком с головкой можно неправильно приложить усилие, вызвав тем самым проскальзывание инструмента. Это в итоге заканчивается повреждением граней, а также сбитыми руками. Работа же редуктором это залог большей безопасности.

Похожие темы: