Фанера. Виды и маркировка. Материал и производство. Особенности

Фанера. Виды и маркировка. Материал и производство. Особенности

Фанера – это многослойный листовой материал, полученный в результате склеивания тонкого шпона. Он отличается высокой устойчивостью к деформации и выгибанию, что достигнуто благодаря особой структуре. Применяемые для прессования фанеры листы шпона накладываются друг на друга с очередным изменением направления волокон. Как следствие при деформационном воздействии каждый из них создает прогиб в своем направлении, компенсируя тем самым силу деформации прочих слоев.

Как производится фанера

Технология производства фанеры это многоэтапный процесс, требующий тщательного отбора материалов. На начальном этапе осуществляется обработка гидротермическим способом бревен. Древесные волокна под воздействием влаги и тепла приобретают необходимую эластичность для окорки. Специальный станок снимает кору, после чего осуществляется лущение. Автоматическая производственная линия распускает бревно по кругу на шпон. Данный процесс очень напоминает заточку карандаша. Из бревна получается длинная лента шпона. Его толщина составляет 1-3 мм.

Fanera proizvodstvo

Лента шпона нарезается на небольшие листы соответствующие формату фанеры. Они складываются стопками и высушиваются. Далее на них наносится клеевой состав. Листы накладываются друг на друга, после чего спрессовываются холодным способом. В результате получается полуфабрикат, который спрессовывается повторно, но уже горячим прессом. Под воздействием высокой температуры осуществляется полимеризация клеящих составов. Однако для большей надежности склеиваемые листы дополнительно складируют в высокие стопки, где они прижимаются под собственным весом не менее 24 часов.

Fanera proizvodstvo 2

Получаемая в результате фанера имеет неправильную форму, поэтому обрезается на форматном станке и шлифуются для удаления возможных дефектов появившихся на поверхности. Листы производятся с различной толщиной. Ее минимальное значение составляет 3 мм. Самые толстые листы имеет сечение 30 мм.

Материалы для изготовления фанеры

Далеко не каждая древесина обладает необходимыми свойствами для изготовления фанеры. Наиболее распространенными материалами являются береза и хвойные сорта. Также в продаже встречаются комбинированные листы фанеры, полученные из нескольких видов дерева.

Березовая

Данный материал на 90% состоит из березового шпона. Он является самым прочным из доступного ассортимента.

Листы березовой фанеры применяют в различных направлениях:
  • Строительство.
  • Изготовление перегородок в транспорте.
  • Обшивка железнодорожных вагонов.
  • Сборка ящиков и упаковки.

Плотность березовой фанеры составляет 650 кг/м³. Данный материал на 20% крепче, чем ее ближайший хвойный аналог. Он имеет однородную структуру и достаточно привлекательный внешний вид с глубоким однородным цветом. На поверхности материала отсутствует смолистость.

Berezovaia

Хвойная

Для производства данного материала применяются хвойные сорта деревьев. Он обладает хорошей устойчивостью к гниению, поражению грибками. Это обеспечивается благодаря наличию в хвойной древесине смол, отталкивающих микроорганизмы.

Такой материал применяют в следующих направлениях:
  • Монтажа черновых полов.
  • Изготовления межкомнатных перегородок.
  • Обшивки под гибкую кровлю.
  • Сборки опалубки.
  • Изготовления тары.

KHvoinaia

Комбинированные

Данный материал является наиболее крепким, поскольку сделан таким образом, чтобы достигнуть максимальной прочности и устойчивости к неблагоприятному воздействию. Для производства применяются различные ценные породы дерева. Обычно сердцевина листов сделана из сосны или березы, а лицевая часть составляется из твердых сортов с красивой текстурой.

Kombinirovannaia

Виды фанеры

От того каким образом производится фанера, она приобретает определенное свойство. В зависимости от назначения материала способ его изготовления изменяется, чтобы он получил максимальное соответствие необходимой цели.

Существует следующие разновидности фанеры:
  • Авиационная.
  • Корабельная.
  • Мебельная.
  • Опалубочная.
  • Строительная.
  • Транспортная.
  • Декоративная.
Авиационная

Для изготовления данного материала используется очень тонкий шпон сечением 0,4 мм.  При составлении листов применяется до 10 слоев. Для производства выбирается шпон самого высокого качества без сучков. Он обеспечивает максимальную надежность готового изделия. По факту данный материал имеет очень малую массу, при этом максимальную плотность. Он устойчив к повреждениям.

Aviatsionnaia fanera

Авиационную фанеру широко применяют при авиа моделировании, обшивки самолетов, а также ее можно встретить в конструкции морских судов. Высокое качество материала позволило его использовать даже при производстве музыкальных инструментов. Материал делают ограниченными партиями по специальному заказу, обычно авиационных заводов или военных предприятий.

Корабельная

Как понятно из названия данный вид материала предназначен для сборки конструкций на морских и речных судах. Отличительное качество корабельной фанеры в наличии особой пропитки, повышающей ее влагоустойчивость. Для производства материала применяется особый вид древесины из тропических лесов. Это очень дорогостоящий массив, стоимость которого превышает цены на элитные сорта дерева. Получаемые листы фанеры имеют очень привлекательный внешний вид. Большинство представленной на рынке образцов корабельной фанеры изготовлены в Евросоюзе, Израиле или США. Российские предприятия не имеют необходимой древесины для налаживания производства.

Мебельная

Данная разновидность фанеры имеет привлекательный внешний вид, однако уступает прочим материалам по физико-химическим свойствам и прочностным характеристикам. Она предназначена специально для изготовления мебели. Данный материал бывает двух видов, которые маркируются как ФК и ФСФ. Первая разновидность предназначены для использования в помещениях с нормальным уровнем влажности. Очень часто ее применяют в качестве основания для изготовления инженерного паркета. Более устойчивой к влаге является фанера ФСФ. Ее используют при изготовлении мебели для кухни или ванной комнаты.

Mebelnaia fanera

Опалубочная

Это материал для черновых работ, в частности создания опалубки перед заливкой бетона. Отличительной чертой опалубочной фанеры является наличие ламинированного слоя. Благодаря этому исключается размокание листов под воздействием влаги, а также обеспечивается более легкое отклеивание от застывшего бетона.

Opalubochnaia fanera

Строительная

Это очень крепкий материал, применяемый для выполнения обшивки стен, потолков, создание каркаса для гибкой кровли. Также его используют для настила черновых полов. Строительные листы имеют достаточно ограниченное применение, что вызвано дороговизной. Существуют гораздо более дешевые аналоги, которые ему не уступают. Однако фанера в отличии от той же ДСП или OSB плиты не содержит в столь большом количестве клеящих веществ, которые способствуют выделению в воздух формальдегидов. Именно поэтому она по-прежнему используется при внутренней отделке, но вот для обшивки кровли ее покупка во многих случаях нецелесообразна.

Транспортная

Это достаточно прочный и красивый материал, разработанный специально для обшивки внутри транспорта и вагонов. Его листы имеют антискользящую поверхность. Они отличаются высокой прочностью и устойчивостью к влаге. Транспортную фанеру производят толщиной от 6,5 мм до 27 мм. Самая толстая применяется для обшивки кузовов и дверей автомобилей. Материал средней толщины используется для изготовления легких фургонов или внутренней обшивки рефрижераторов.

Transportnaia fanera

Декоративная

Это, пожалуй, самая интересная разновидность фанеры, обладающая красивой текстурой и цветом. Она предназначена специально для выполнения облицовочных работ. При закреплении материала на поверхностях, когда невозможно заметить торцы, создается впечатление, что изделие состоит из досок, а не склеенных между собой листов шпона.

Маркировка фанеры

Для классификации фанерных листов применяется буквенная маркировка, которая позволяет различать материалы в зависимости от их свойств и назначения.

Маркировка применяется для определения:
  • Сорта.
  • Марки.
  • Класса эмиссии.
  • Степени механической обработки.
По сорту фанера бывает:
  • Е – это элитный материал с почти идеальной поверхностью, которая может использоваться для облицовочных работ.
  • 1 – лист с небольшими дефектами закрытыми вставками.
  • 2 – материал имеет до 10 сучков на один м².
  • 3 – имеются различные дефекты.
  • 4 – есть множество дефектов, которые позволяют использовать фанеру только для изготовления тары и упаковки.
Что касается марок фанеры, то их достаточно много, но наиболее востребованными являются:
  • ФК – влагостойкая.
  • ФСФ – имеет увеличенную влагостойкость.
  • ФБС – бакелитовая с пропиткой наружных слоев смолой.

При использовании фанеры для выполнения отделочных работ в транспорте или внутренних помещениях очень важным параметром является ее класс эмиссии. Он определяет, сколько формальдегида выделяется материалом в воздух.

Существует 2 класса:
  • Е1 – содержит формальдегид до 10 мг на 100 г материала.
  • Е2 – содержит 10-30 мг формальдегида на 100 г материала.
Также при маркировке фанеры применяется буквенное обозначение степени ее механической обработки. Она бывает:
  • НШ – нешлифованная.
  • Ш1 – имеет шлифованную одну сторону.
  • Ш2 – отшлифована с обеих сторон.

Нешлифованная фанера самая доступная. Она достаточно шероховата, поэтому применяется только при кровельных работах или настиле черновых полов.

Похожие темы: